Сколько раз вы ловили себя на мысли, что чувствуете себя на текущем месте работы не в своей тарелке? Что роль, которую вы выполняете, скорее пришла к вам сама и выбрала вас в силу ваших очень подходящих качеств? Бывало такое? Мне кажется, этот вопрос все чаще приходит нам на ум. Кому-то рано, кому-то поздно. Как повезет.

За последние несколько лет я не раз убедилась, насколько хорошо нужно “узнать и прочувствовать” себя, прежде чем выбирать свой путь по жизни. Только далеко не у всех есть такая возможность. В нашей культуре нет такого понятия, как “поиск себя”. В Израиле, к примеру, довольно широко распространена практика долгосрочных каникул после школы и армии. Молодежь получает возможность глотнуть воздуха, повидать мир, почувствовать жизнь и познакомиться с собой. Не в парниковых и заструктурированных условиях. А в “степи” самостоятельной жизни. Довольно часто в суете и водовороте загруженных будней эта возможность от нас ускользает. И мы рискуем прожить всю жизнь и ни разу не посмотреть себе настоящему в лицо.
И речь даже не про баланс “надо” и “хочу”, хотя это тоже очень важно для жизнедеятельной эквилибристики. Речь, скорее, про свою природу, про темперамент, склад ума, реакцию на окружающий мир, ее скорость и силу, эмоциональную стабильность, восприимчивость и много других качеств, которые определяют нашу суть и которые никак не спрячешь под подушку. Хотя многие пытаются. Потому что в противном случае они играют против нас.
Чтобы вписать себя в рамки, мы часто принимаем наши уникальные качества за недостатки, шлифуем себя, сглаживаем углы, чтобы хорошенько вписаться в требования окружающего нас мира. Но то, что остаётся под капотом, рано или поздно все равно закипает. И косвенным доказательством этому может служить как минимум то, что слово «выгорание» сегодня звучит как-то подозрительно часто.
Я давно хожу вокруг да около двух своих характерных черт и все пытаюсь помирить их со спецификой своей работы. Речь о сверхчувствительности и эмпатии. Казалось, кто бы жаловался, ведь высокая восприимчивость к окружающему миру здорово помогает развивать эмоциональный интеллект и служит таким классным фундаментом для формирования таких популярных сегодня софт скилов.
С такими менеджерами просто. Они, кажется, понимают вас с полуслова, никогда не усугубляют конфликтные ситуации и всегда готовы слушать, вникая в глубочайшие корни ваших проблем. Им ничего не стоит оценить эмоциональное состояние своих коллег лишь бегло взглянув на их позу, выражение лица, либо уловив характерные нотки в интонации. Они часто выступают буфером в напряженных ситуациях, всегда знают, куда “приложить пластырь” и, словно губка, впитывают весь негатив, чтобы не допустить эпидемию “токсичности”.
Но у всего есть обратная сторона. И если степень сверхчувствительности и эмпатии менеджера зашкаливает, как это не парадоксально, довольно быстро запахнет жареным. И гореть в этом случае будет сам менеджер.
Сверхчувствительность
Понятие “сверхчувствительности” появилось в психологии совсем недавно. И это совсем не про падение в обморок при малейшем дуновении ветра. Это скорее про то, о чем мы сегодня так много говорим в принципе. Про получение и обработку информации.
Впервые это понятие глубоко рассмотрела и исследовала в своей книге психолог Элейн Эйрон (Elaine N. Aron – The Highly Sensitive Person). Элен исследовала характеристики так называемых “новых интровертов” и описала их в четырех плоскостях (DOES):
- D-Depth– глубина обработки информации, свойственная СЧЛ,
- O-Overstimulating– склонность к избыточной нервозности,
- E- Emotional Reactivity– эмоциональная реактивность,
- S- Sensing of subtle– умение улавливать нюансы.

Сверхчувствительность – это способность улавливать больше сенсорной информации, чем другие. Видеть малейшие детали и более глубоко их анализировать. Если сравнивать сверхчувствительность с болевым порогом, а информацию с болью, то сверхчувствительные люди обладают более низких порогом: сенсорная информация до них доходит быстро и в большем объеме, и они вынуждены затрачивать больше ресурсов на ее обработку и анализ. Реакция на происходящее у них, как правило, отложена, но им удается уловить больше нюансов и зачастую лучше разобраться в происходящем.
На текущий момент идут исследования на уровне генетики. Хочу обратить внимание, что это не черта характера, а характеристика центральной нервной системы человека. Если вы интересовались характеристиками ЦНС, вероятно, слышали про “сензитивность” или другими словами, чувствительность человека.
И вроде как завидная черта для того, кто работает с людьми. Но вот она, обратная сторона медали: сверхчувствительные люди в силу своих особенностей быстрее устают. Их называют “новыми интровертами”, потому что они склонны перевозбуждаться от избытка коммуникации и часто предпочитают ретироваться, чтобы снизить поток поступающей сенсорной информации и дать своим “резисторам” возможность остыть.
На своем опыте убедилась, что далеко не любая коммуникация вызывает перегруз. Особенно “хорошо” это удается той коммуникации, где приходится много “читать между строк”. Как в плане смыслов, так и в отношении эмоций. Есть коммуникация простая и прямая, без завуалированных смыслов и с четкими границами. По делу, так сказать. Ее противоположность, в особенности та, что вовлекает эмоции, приводит сверхчувствительных людей в “процессинговый” ступор, прилично перегревая их нервную систему. Потому что СЧЛ считывают малейшие колебания коммуникативного “ветра”. И если он, как сердце красавицы, склонен к частым переменам, это заставляет СЧЛ изрядно попотеть.
Вы не подумайте, сверхчувствительные люди не социофобы (вряд ли те, кто меня знают, причислили бы меня к этой категории). Просто им чаще нужен отдых от коммуникации, и они остро испытывают потребность словить состояние потока. Потому что именно состояние потока – это безопасная зона, где они могут спокойно, без спешки, обрабатывать массивы сенсорной информации, полученной за день.
Что, по понятным причинам, в разрезе менеджмента зачастую непозволительная роскошь. Потребность в одиночестве и тишине, нежелание часто и много общаться вряд ли назовешь самыми сильными сторонами менеджера. Но выстроить свою работу таким образом, чтобы соблюсти паритет интересов коллег и вашей ЦНС, вполне возможно.
Первый шаг – это признаться себе в том, что вы относитесь к категории сверхчувствительных людей. Например, задать себе вопрос, как часто вы плачете в кино? 🙂 Шучу. Можно начать с этого теста, например, или найти аналогичные, думаю, их немало. Тест не про магию, а скорее про задать правильные вопросы себе и честно на них ответить.
Затем необходимо принять тот факт, что вам критично выстроить свою работу таким образом, чтобы обеспечить себе время и возможность словить “поток” (когда вас не будут беспокоить и вы сможете восполнять свой ресурс в промежутках между коммуникацией), а также научиться это состояние удерживать и не отвлекаться.
Отвоевывайте свое состояние потока! Без него вам попросту не выжить!
После чего максимально уменьшить нерелевантную для вас информацию. К ней я отношу весь “межличностный шум”, который витает в коллективе. Все обиды, переходы на личности, игры, все, что используют люди с тенденцией к пограничному расстройству личности, чтобы эмоционально вовлечь вас в свою игру и расшатать ваши границы. С этим сложнее. Нужно уметь отличать игру от адекватной ситуации. Это сложно, но возможно, если задаться целью. Для начала можно немного вникнуть в транзактный анализ (ссылка на книгу внизу).
Эмпатия
Без эмпатии мир уже давно бы поглотила жестокость. В той или иной степени эмпатия развита практически у всех. Но есть определенный круг людей, у которых эмпатия развита на уровне максимум. И что-то мне подсказывает, что без сверхчувствительности здесь тоже не обошлось. Слышали про сочувствующие боли? 🙂

Эмпат – это тот, кто способен испытывать чувства окружающих, как свои собственные. Это не когда мне кажется, что кому-то может быть грустно, но я при этом сохраняю спокойствие или радостное расположение духа. А когда кому-то грустно, больно, страшно, ну и мне заодно. Механизм за этим стоит вполне себе нейрофизиологический.
Возможно, вы слышали про зеркальные нейроны. Они помогают нам учиться: каждый раз, когда я вижу человека на велосипеде и хочу научиться этому действию, в моей голове срабатывают те же нейроны, как если бы я ехал на этом велосипеде сам в этот конкретный момент. Так вот эмпатия точно так же работает на уровне эмоций. Когда я вижу, как моя дочь грустит, в моей голове загорается “лампочка” грусти, а на глаза наворачиваются слезы. Точно так же на меня переходит раздражение или злость окружающих. Но в силу того, что эти эмоции социально неприемлемые, я могу отрицать, что проживаю их вместе с ними, в то время, как мой организм в точности повторяет все физиологические реакции им присущие.
Ловушка эмпатии в том, что это очень быстро переходит в привычку. То есть работает на бессознательном уровне. Получается, эмпат постоянно пропускает через себя эмоции всех, с кем он взаимодействует регулярно (продавщицы не в счет, но это неточно).
Это с одной стороны позволяет ему очень адекватно реагировать на окружающих. Ведь он испытывает тот же страх, печаль или раздражение, даже если не осознает, и точно так же хочет их “зарелизить”, или другими словами избавиться от них. Поэтому вы в одной лодке и грести в разные стороны совсем не в его интересах. С другой стороны это очень истощает его ресурсы.
Эмпатия — это большой подарок, если умеешь ее правильно готовить. Но до тех пор, пока вы не научитесь управлять и контролировать ее, вы будете как губка впитывать чужие эмоции и испытывать их как свои собственные бесконтрольно. И гореть.
Взрывной коктейль, должна я вам сказать, сверхчувствительность и эмпатия в одной голове. Но, к сожалению, в большинстве случаев они неразрывно связаны.
Ну и как как теперь с этим всем жить?
Как менеджер я отращиваю “толстую кожу” и учусь отличать “мух от котлет”. Я хочу быть эффективной и работать с людьми там, где этого требуют объективные обстоятельства и рабочая необходимость, а не низкая квалификация их психоаналитика или вовсе его отсутствие. “Приглушить радар” в отношении всех людей работает плохо, не все взаимодействия одинаково разрушительны для психики и вовлекают негативные эмоции. Из этого вытекает четкое правило: избегать токсичности. А еще не придумывать ее там, где ее нет. Кто не фантазировал?

Очень важно знать про свои границы, уметь их строить и охранять. В постсоветской культуре с этим все сложно, но когда, если не сейчас, и кто, если не мы, наконец, научимся беречь свои границы, понимать, что мы имеем на это полное право, и учить этому наших детей.
Очень важно понимать, что какой бы чувствительности не был менеджер, его энергия – это всегда расходный материал для команды. Без энергии менеджера команда не сможет отправиться в дальнее плаванье. Именно процесс передачи своей энергии команде делает из менеджера лидера. Поэтому очень важно ретироваться с целью восполнить свои энергетические ресурсы. Ретироваться необязательно в лес, хотя это идеальный вариант. Достаточно на некоторое время выключить себя из коммуникации и заняться чем-то вдумчиво и непрерывно.
Очень важно читать про подобных себе и искать способы иначе воспринимать окружающую действительность. Если вы узнали в чем-то из вышеперечисленного себя и на вас не смотрит профессия сомелье или ресторанного критика (говорят, это более подходящее занятие для сверхчувствительных людей), подумайте о расширении своей книжной полки. Из того, что помогло мне понять себя чуть лучше и что я еще планирую изучить по теме, могу предложить вот такой список:
- Сверхчувствительная натура, Элейн Эйрон
- Близко к сердцу. Как жить, если вы слишком чувствительный человек, Илсе Санд
- Quiet: The Power of Introverts in a World That Can’t Stop Talking, Susan Cain
- Flow, Mihaly Csikszentmihalyi
- Игры, в которые играют люди / Люди, которые играют в игры, Эрик Берн (транзактный анализ – способ выявить “не норму” в межличностной коммуникации)
- The Subtle Art of Not Giving a F*ck, Mark Manson (В этой книге достаточно одного заголовка 🙂 – поставьте себе ее на самое видное место на полке и ее миссия будет выполнена).

Я на той стадии, когда полностью осознаю свои особенности. Да, в какой-то степени моя роль выбрала меня, потому что я “вижу людей насквозь” и мне довольно легко с ними находить общий язык и поддерживать контакт там, где другие не могут. Но, учитывая тот факт, что работает это всегда на полнейшем автомате, не всегда там, где действительно нужно и при от этого занимает много ресурсов, мне предстоит поработать над собой и научиться направлять свои “сверхспособности” в максимально избирательное русло. Возможно, со временем я все-таки задумаюсь о карьере сомелье, но пока продолжаем в том же духе. Ибо легких путей мы не ищем.
Если вам понравилась эта статья или вы нашли в себе отклик на эту тему, буду очень признательна, если поделитесь ей у себя в соц сетях! 🙏🏻
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм [Фактор Ч] и следите за обновлениями!
Leave a Reply